Russian   English   Arabic  
Главная / Россия - Арабский мир / Арабские страны
Поиск по сайту

Деловые новости

РАДС на Фейсбуке

RABC on


Учредитель РАДС
Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Генеральный Союз торговых, промышленных и сельскохозяйственных палат арабских стран

Версия для печати Версия для печати

ТУНИССКАЯ РЕСПУБЛИКА

В 1956 г. после того, как Тунис получил независимость от Франции, президент страны Хабиб Бургиба создал жёсткую однопартийную систему. Он правил страной 31 год, преследовал исламских фундаменталистов и предоставил женщинам невиданные ни в одной арабской стране права. В последние годы правительство Туниса занимало умеренную позицию неприсоединения в международных вопросах. Во внутренней политике оно стремилось снять возникающую напряженность для перехода в открытое политическое общество.

Природные ресурсы: нефть, фосфаты, железная руда, свинец, цинк, соль.

Сельскохозяйственная продукция: злаковые, оливки, оливковое масло, финики, молочные продукты, томаты, цитрусовые, говядина, сахарная свекла, финики, миндаль.

Численность населения на начало 2007 г. составила 10 248 172 человек, ниже черты бедности проживает 6% населения, уровень безработицы – 14,1%.

С 7 ноября 1987 г. главой страны является президент Зин Аль Абидин Бен Али, с 17 ноября 1999 г. правительство возглавляет премьер-министр Мухаммед Ганнуши.

Тунис имеет развитую экономику, важное место в которой занимает сельское хозяйство, горное дело, электроэнергетика, туризм, обрабатывающая промышленность. С приходом к власти Бен Али государственный контроль за экономикой страны, оставаясь жестким, все же заметно ослаб, вместе с ростом количества приватизационных объектов, упрощения структуры налогообложения и более снисходительного отношения к долгам. За период с 1997 по 2007 гг. средний показатель реального роста экономики составил 5%, а в 2002 г. он снизился до 1,6% в результате засухи, снижения темпов инвестирования и туристической активности. Схожая ситуация наблюдалась и в 2005 году, и снова ввиду климатических обстоятельств. Сейчас Тунис постепенно устраняет преграды в торговле с Европейским Союзом, о чем свидетельствует рост импорта (с 46% от ВВП на 1997 год до 52% на 2007 год). Приоритетными задачами будущего развития страны являются: расширенная приватизация, дальнейшая либерализация инвестиционных законов с целью увеличения иностранных капиталовложений, улучшение эффективности государственного управления и уменьшение торгового дефицита.

ВВП страны на 2007 год составил 35 млрд. долл.

Реальный рост ВВП в 2007 году превысил 6%, за последние 4 года – 5,5 %,

Уровень инфляции (в потребительских ценах) в 2007 г. составил 2,4 %.

Объём экспорта в 2007 г. составил 17,85 млрд. долл. США. Основные продукты экспорта: нефть и нефтепродукты (2449), фосфорная кислота и фосфаты (1052), рыба и другие морепродукты, оливковое масло (543 млн. $ США (2007)) , финики, цитрусовые, кожа(679), обувь.

Объём импорта в 2007 г. оценивался в 18,26 млрд. долл. США. Основные продукты импорта: машины и оборудование (2342), электроника(2015), продукция химической и фармацевтической промышленности, сельскохозяйственное и полиграфическое оборудование, сахар, растительное масло, пшеница (931).

Основные торговые партнеры: Франция (32,2% от общего экспорта (2007), 21,4% от общего импорта), Италия (23,3%/19,5%), Германия(8,2%/7,9%), Испания(5,5/5), США, Ливия(5,5\4,4).

Сумма внешнего долга составила 18,5 млрд.долл на 2006 год.

Национальная денежная единица – тунисский динар. Курс тунисского динара: 1 т.д. = 22,5019 рублей или 0,53 евро.

Тунис, экономика которого традиционно была основана на сельском хозяйстве, в настоящее время развивает такие важные отрасли, как электроэнергетика, туризм и обрабатывающая промышленность. Страна всё более становится государством с преобладанием среднего класса. Основными сельскохозяйственными культурами являются: пшеница, ячмень, оливки, финики, сахарная свёкла, цитрусовые и миндаль. Из-за неразвитой системы орошения производство сельскохозяйственной продукции в значительной степени зависит от количества выпадающих осадков, поэтому засухи являются причинами серьезного упадка экономики страны. Нефть была обнаружена в 1964 г. в пустыне Сахара, недалеко от алжирской границы. Её добыча началось в 1966 г.; более поздние открытия нефтяных месторождений существенно увеличили производство нефти. Разведанные запасы нефти в Тунисе сравнительно невелики и составляют 600 млн. баррелей. Добыча на 2007 год находится на отметке 98 тысяч баррелей в день. Разведанные запасы природного газа составляют 65 млрд кубометров, однако добыча и экспорт природного газа незначительны. Тунис обладает большими залежами фосфатов, также в стране обнаружены значительные запасы железной руды, цинка, свинца и соли.

Протяженность железных дорог составляет 2 152 км, из них 468 км имеют стандартную ширину полотна 1435 мм, имеется 10 км дорог совмещенной колеи (1435 мм и 1000 мм); 1674 км железнодорожного полотна приходится на метровую колею (1000 мм), 65 км из которых электрифицировано.

Общая протяженность автодорог – 23 100 км, из которых 18 226 км с покрытием и 4 874 км без покрытия. Водные коммуникации отсутствуют.

На 2007 год длина нефтепроводов составила 1235 км, продуктопроводов – 353 км, газопроводов – 2665 км.

В течение трёх первых десятилетий после получения независимости Тунис следовал по пути строительства социалистической экономической модели с жестким государственным контролем над экономикой. Кризис платежного баланса в 1986 г. вынудил власть обратиться к программам по либерализации экономики Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка. Экономика спешно реализовала план МВФ на 1987-1994 гг., в 1990-х г.г. и в новом тысячелетии ее состояние улучшилось.

В последние годы Тунис весьма успешно борется с безработицей, снизив её уровень до 14,1% на 2007 год. Прочная государственная система и система социального обеспечения означают, что Тунис смог перенести и ослабить разрушительное воздействие на социально-экономическую сферу проведенных структурных реформ. Экономика страны отличается увеличением числа малых предприятий, которые уязвимы перед лицом растущей конкуренцией из-за рубежа.

Важнейшей составной частью ВВП является сфера услуг (61,6%), за ней следует промышленность (27,5%, из которых на долю обрабатывающей промышленности приходится 17,8%) и сельское хозяйство (10,9%). Самым крупным сектором в сфере обслуживания, несомненно, является туризм, который прямо или косвенно дает работу приблизительно 300 000 местным жителям. Будучи основным источником получения иностранной валюты, в 80-х и 90-х годах этот сектор переживал устойчивый экономический рост, но в последнее время появились определенные трудности. Нападение на еврейскую синагогу в г. Джерба в апреле 2002 г., во время которого были убиты десять немецких туристов, последовавшее за атакой на США 11 сентября, усугубило пессимистические настроения.

Тунис является приверженцем режима свободной торговли экспортно-ориентированного роста, что подчеркивается вступлением Туниса во Всемирную Торговую Организацию в 1995 г. (в год её образования). Местные жители любят подчеркивать историческую ориентацию страны на внешний мир, восходящую ещё к финикийской торговой империи. Тунис в значительной степени ориентирован на страны Европейского Союза в какой-то степени из-за их близости, а также соглашения с ЕС о свободной торговле в регионе. Соглашение о сотрудничестве с ЕС, вступившее в силу в 2008 году, предусматривает постепенную ликвидацию торговых и тарифных барьеров несельскохозяйственной продукции, услуг и инвестиций. Евросоюз оказывал помощь в модернизации, особенно инфраструктуры и активизации частного сектора.

Тем временем тунисские власти усиливают участие частного сектора в экономике страны, особенно в сфере телекоммуникаций и банковском секторе. Имея за плечами хороший послужной список здоровой финансовой истории, тунисская экономика регулярно получает высокие инвестиционные рейтинги от различных международных институтов, через налоговые реформы и регулирование занятости ей удается привлекать прямые иностранные инвестиции (ПИИ). ПИИ привлекаются в страну этим общим положительным климатом и инвестиционными рейтингами, которые присваивают экономике такие международные институты, как Moody’s Fitch. К сдерживающим факторам относится продолжающееся сильное государственное присутствие в экономической деятельностью и известная «непроницаемость» медленно-работающей бюрократии, в особенности при принятии решений.

В 1993 г. правительство Туниса приняло единый инвестиционный кодекс для привлечения в страну иностранного капитала. В Тунисе работают более 600 совместных предприятий, ориентированных на экспорт, которые используют преимущества относительно дешевой рабочей силы и привилегированного доступа на соседние европейские рынки. Экономические связи наиболее тесны с европейскими странами, которые преобладают в тунисской торговле. Тунис стремится к заключению льготных торговых соглашений с европейскими странами. В 1993 г. Тунис сделал динар конвертируемой валютой для осуществления расчетов по торговым сделкам.

Одним из самых перспективных направлений является развитие рынка информационных технологий (IT), который сейчас находится на пороге широкой либерализации. Этот сектор, который является наиболее развитым в Тунисе из всех североафриканских стран и который долго оставался монопольным рынком под управлением компании «Тунизи Телеком», был либерализован в 2004 г. с таким расчетом, что к концу 2005 г. была достигнута дуополия – монополия двух конкурирующих компаний. В дополнение к этому, правительство объявило международные торги по VSAT (малые наземные станции спутниковой связи), вводя конкуренцию на оказание VSAT-услуг, которые ранее были прерогативой только «Тунизи Телеком». Другим знаковым событием для достижений страны в области высоких технологий стал «Отчет о Мировых Информационных Технологиях в 2003-2004 г.г.» ежегодного Международного Экономического Форума, где Тунис получил рейтинг первой страны, которая вкладывает средства в развитие информационных технологий для придания устойчивого роста всей экономике.

Торгово-экономические отношения Российской Федерации и Республики Тунис

В российском экспорте в Тунис преобладают нефтепродукты, продукты неорганической химии, сера, зерновые, асбест, целлюлоза и бумага, пиломатериалы, стальной прокат, аммиак и оборудование. В импорте из Туниса превалируют фрукты, оливковое масло, виноматериалы, морепродукты, в незначительных объемах одежда, парфюмерно-косметические товары. В последнее время успешно развивается взаимное сотрудничество в научно-технической области: в 1999 г. завершено строительство крупного гидротехнического комплекса в районе Сиди Аль-Баррак и возведение плотин на четырех тунисских реках. Товарообмен между Россией и Тунисом не превышает трёх процентов по возможным отраслям обмена, например, экспорт тунисской текстильной и сельскохозяйственной продукции.

Товарооборот Российской Федерации с Тунисской Республикой в 2006 г. составил 560,525 млн.долл. США, причем экспорт увеличился в 2,5 раза за 5 лет (с 200 до 555 млн. $)

В марте 1999 г. в Тунисе состоялось первое заседание межправительственной Российско-Тунисской Комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в ходе которого были подписаны межправительственное Соглашение о культурном и научном сотрудничестве и межведомственное Соглашение о сотрудничестве в профессиональном образовании.

14 апреля 2003 г. в Москве состоялось второе заседание межправительственной Российско-Тунисской Комиссии, на котором обсуждалось развитие двусторонних отношений в области торговых инвестиций, научно-технического и экономического сотрудничества, здравоохранения, высшего образования и др.

В 1998 г. подписано соглашение о порядке командирования российского медперсонала в Тунис. В 2003 г. в ходе визита в Москву министра здравоохранения Туниса состоялось подписание межведомственного соглашения о сотрудничестве в области здравоохранения. В настоящее время в государственных медучреждениях Туниса работает около 150 российских врачей.

При ведении бизнеса в Тунисе нужно помнить, что в Тунисе законодательство запрещает контракты эксклюзивной дистрибуции. После заключения контракта тунисское законодательство создает препятствия инофирмам, усложняя возможность поменять агента или дистрибьютора. Тунисские бизнесмены не любят передавать управленческий контроль над уже существующими предприятиями иностранцам.

Тунисский коммерческий закон предусматривает защиту миноритарных акционеров, что дает младшим партнерам диспропорциональное влияние. Маркетинговые и дистрибутивные контракты должны четко прописывать финансовые обязательства и параметры их исполнения. Для предполагаемого партнера при заключении первоначальных краткосрочных контрактов или с твёрдым сроком следует предусмотреть испытательный срок. В 1996 году Тунисское правительство высказало свое возражение франчайзинговым договоренностям и заблокировало несколько франчайзинговых проектов супермаркетов и ресторанов.

Бизнес в Тунисе сильно зависит от личных симпатий и знакомств. Клиенты привыкли к постпродажному обслуживанию и не покупают новый товар, технологии и торговые марки, если отсутствует представитель производителя. Покупатель ориентирован на известные бренды. Во всех СП лучше сохранять управленческий контроль над предприятиями за собой.

Договора по СП должны четко предусматривать международную арбитражную структуру, приемлемую для обеих сторон при урегулировании споров.

Регистрация компании в Тунисе – легкая процедура. Агентство по стимулированию иностранных инвестиций (Foreign Investment Promotion Agency (FIPA) обеспечивает выполнение всех процедур в одном месте. На все уходит 2 недели. Действовать лучше через местных юристов, которые урегулируют тонкости с FIPA или другими министерствами. По опыту американских фирм в Тунисе на то, чтобы начать работать в Тунисе с момента подачи регистрационных документов до реального запуска бизнеса, проходит 14 месяцев.

Следующие виды деятельности требуют предварительного одобрения соответствующих госучреждений: рыболовство, туризм, транспортные перевозки, связь, образование и учеба, кинопроизводство, здравоохранение, строительство объектов недвижимости, вооружение и боеприпасы, ковры машинной выработки, переработка отходов и утилизация.

Печатные периодические издания: государственная ежедневная газета на французском La Presse (тираж - 42000), LeTemps (частная, французский; 20000), L'Economiste Maghrebin (французский, раз в месяц), Realites (французский и арабский; еженедельная, 20000), L'Observateur (французский и арабский; еженедельная, 14000), Tunisia News (английский; еженедельная, 15000), Ash-Shuruq (частная, арабский; 80000), and As-Sabah (арабский; 46000). Свободно продается французская ежедневная газета Le Monde.

Средства вещательной и электронной рекламы работают под контролем Управления радиовещания Туниса (Tunisian Broadcasting Authority (ERTT) подчиняющегося Государственному Секретариату Информации. Иностранные товары рекламируются по дискриминационным расценкам по сравнению с местными (в 3-4 раза). В каждом крупном городе есть выставка, в г. Тунисе – три. Американские товары представлены через европейских посредников добавляющих свой интерес – 30-40%: настолько европейские аналоги дешевле.

Международные тендеры публикуются в местной прессе. Особенно значительные распространяются и в иностранной прессе. Конкурсные заявки предоставляются на-французском. Они могут не приниматься даже при 30-тиминутном опоздании или при небольших технических расхождениях по тексту. При принятии решения учитываются такие факторы, как иностранные капиталовложения в тунисскую экономику (партнерство с тунисским юрлицом), передача навыков или технологий, создание новых рабочих мест (в отличие от трудосберегающего акцента в России), долгосрочное финансовое воздействие (себестоимость, структура финансирования, влияние на торговый баланс). Считается, что американские конкурсные заявки имеют преимущество по цене и технологиям, европейские по планам финансирования и связям с местной экономикой.

Процедура принятия решения тунисским правительством довольна длительна. Иногда решения приходится ждать несколько месяцев после окончательного срока представления заявки. Решение по контрактам свыше $2-3 млн. могут быть пересмотрены Высшей Рыночной Комиссией (Commission Superieure des Marches) –независимым офисом по надзору за контрактами, подчиняющемся Премьер-министру. Этот этап может добавить к сроку от месяца до полугода. Эти контракты утверждаются Палатой Депутатов (Chamber of Deputies), которая заседает с ноября по июнь. После получения контракта агентство по администрированию будет обсуждать спецификации контракта с победителем до подписания.

Эти обсуждения могут длиться от 2 месяцев до девяти. На все это надо давать допуски с самого начала. Исполнительский залог в госконтрактах варьируется от 1 до 10%.

Законодательство Туниса защищает авторское право и торговую марку. Но на практике признание, применение и принудительное исполнение интеллектуальной собственности – постоянная проблема. Тунис – член ВТО. Заключил Договор о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.

Налоговая система предусматривает полное освобождение от налогообложения прибыли от экспортных операций в течение первых десяти лет, начиная с 11-ого года налог на прибыль от экспортных операций платится в два раза меньше и составляет 17,5%. Вновь инвестируемая прибыль от налогов освобождается. НДС не платится при приобретении продукции местного производства. Таможенные пошлины не взимаются с сырья и оборудования. Вся прибыль не имеет ограничений к вывозу.

Успешнее всего в стране развивается туриндустрия, которая насчитывает 755 гостиничных комплексов общей вместимостью около 206 тыс. мест. В отрасли занято около 340 тыс. раб мест, из них 82 тыс. - на постоянной основе. Ежегодные доходы от туризма в Тунисе составляют около $3 млрд. В 2006 г. страну посетили 6 млн. 975 тыс. туристов, среди которых россиян было 107 тыс. По мнению представителей российского турбизнеса, ценовая политика тунисских хотельеров является менее гибкой, чем их египетских, турецких или кипрских конкурентов. Туризм занимает ведущее место в российско-тунисских отношениях. Поток туристов из России вырос на 35% с 2001 года и продолжает увеличиваться, как самая перспективная отрасль в экономических отношениях.

Национальные праздники и памятные даты:

  • 1 января – Новый год по григорианскому календарю;
  • 18 января - День Революции;
  • 8 марта - Международный Женский День;
  • 20 марта 1956 г. - День нации или день независимости;
  • 21 марта - День молодежи (Youth day),
  • 9 апреля - День памяти мучеников или жертв (Martyr’s day);
  • 1 мая - Праздник труда;
  • 1 июня Национальный праздник Туниса (National Holiday of Tunisia);
  • 11 июля 1956 г. - установление дипломатических отношений между СССР и Тунисской Республикой;
  • 20 июля День Признания Независимости (Independence Recognition Day);
  • 25 июля 1957 г. – День провозглашения Республики (Republic Day);
  • 3 августа - День Бургибы (Bourguiba’s Day);
  • 13 августа - День женщин;
  • 3 сентября - День Движения Независимости (Independence Movement Day);
  • 7 ноября - День прихода к власти президента Бен Али (Commemoration/Accession Day);
  • 9 ноября - День Фестиваля Дерева (Tree Festival Day).

Вернуться





© Российско-Арабский Деловой Совет, 2004-2024. Перепечатка возможна только с ведома и при согласии РАДС.