Russian   English   Arabic  
Главная / Россия - Арабский мир / Арабские страны
Поиск по сайту

Деловые новости

РАДС на Фейсбуке

RABC on


Учредитель РАДС
Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Генеральный Союз торговых, промышленных и сельскохозяйственных палат арабских стран

Версия для печати Версия для печати

Государство Кувейт

Государство Кувейт является важной составной частью всего ближневосточного региона и расположено на входе в Персидский залив. По состоянию на июль 2003 года численность населения составляла 2.183.161 человек, из них 291,354 граждане других государств.

Национальные богатства: нефть, природный газ, рыба, креветки.

Основные отрасли промышленности: нефтяная, нефтехимическая, опреснительная, пищевая и производство строительных материалов.

Добыча нефти в 2003 году составляла 2.117 млн. баррелей в день при разведанных запасах в 2002 году 97.68 млрд. баррелей. Разведанные запасы природного газа на тот же год составляли около 1.548 триллиона куб. метров. Кувейтская Нефтяная Компания занимает третье место после таких нефтяных гигантов, как Сауди Арамко и Национальная Нефтяная Компания Абу-Даби. Зерновые культуры практически не культивируются; развито только рыболовство.

С 31 декабря 1977 года главой государства является эмир Джабер Аль-Ахмед Аль-Джабер Ас-Сабах, а правительство с 13 июля 2003 года возглавляет премьер-министр Сабах Аль-Ахмед Аль-Джабер Аль-Сабах.

Кувейт является страной с небольшой, богатой, относительно открытой экономикой. Разведанные запасы нефти равны 98 миллиардам баррелей, что составляет 10% всех мировых нефтяных запасов. Нефть составляет примерно половину ВВП, 95% доходов государство получает от экспорта нефти, что составляет 80% государственного годового дохода. Местные погодные условия ограничивают развитие сельского хозяйства. Поэтому оно, за исключением, рыболовства, опирается целиком на импортные продукты питания. Около 75% пригодной для питья воды завозится из-за границы или подвергается процессу дистилляции. Кувейт продолжает вести переговоры с иностранными нефтяными компаниями по вопросу развития месторождений в северной части страны.

Реальный рост ВВП в 2003 году составил 8%, в то же время уровень инфляции был на отметке 2%.

В 2002 году экспорт составил 16 млрд. долларов США.

Главными экспортными товарами являлись: нефть и продукты ее переработки, химические удобрения, которые направлялись в основные страны-партнеры, такие как: Япония, Индия, Южная Корея, США, Сингапур, Голландия, Пакистан и Великобритания.

Импорт в 2002 году составлял 7.3 млрд. долларов США.

Основными импортными товарами являлись: продукты питания, строительные материалы, автомобили, запасные части и одежда.

Основными партнерами по импорту Кувейта являются США, Германия, Япония, Саудовская Аравия, Великобритания, Италия и Индия.

Внешний долг в 2000 году составлял 10.4 млрд. долларов США.

Национальная денежная единица: кувейтский динар. Курс по состоянию на 2002 год составлял: один доллар США = 0,3039 кувейтских динара. 5 января 2003 года Центральный банк Кувейта выпустил новый кувейтский динар, эквивалент которого составляет 3,34 доллара США. В настоящее время ситуация развивается в направлении изъятия кувейтского динара из валютного пространства и противопоставления его доллару США. Эти действия являются частью плана Совета сотрудничества стран Персидского залива, направленного на принятие единой валюты к 2010 году. Финансовый год начинается 1 апреля и продолжается до 31 марта.

В Кувейте нет ни железных дорог, ни водных коммуникаций. Протяженность автомобильных дорог составляет 4.450 км, из которых 3.590 км дороги с покрытием и 860 км дороги без покрытия. Длина трубопроводов составляет 877 км, из них нефтепроводы - 40 км и газопроводы - 165 км.

Кувейт также учредил специальный счет, известный как «Фонд будущих поколений», на который ежегодно переводится 10% средств от нефтяных поступлений. До 1990 года эти поступления составляли 100 млрд. долларов США, однако после 1990 года эта сумма сократилась, поскольку Кувейт был вынужден около 35 млрд. долларов потратить на восстановление своей экономики. В настоящее время капитал «Фонда будущих поколений» оценивается около 45-50 млрд. долларов.

С другой стороны, Кувейтская Фондовая Биржа (КФБ) считается одной из основных в регионе, и ее рыночная стоимость оценивается приблизительно в 30 млрд. долларов США. На сегодняшний день (КВБ) сотрудничает с 74 местными компаниями, занимающимися вопросами банковских операций, страхованием, инвестициями, недвижимостью, промышленностью, обслуживанием и продуктами питания. Кроме того, на этой бирже представлены 9 иностранных компаний и 4 совместных фонда. Иностранцы могут инвестировать свои средства в эти совместные фонды. Кувейтская валюта – свободно конвертируемая и правительство поддерживает её стоимость (проводит финансовую интервенцию).

В настоящее время приватизация стала краеугольным камнем в экономической политике государства, которое имеет свои акции в 62 компаниях, некоторые из которых, по рекомендации Всемирного Банка, подлежат приватизации. Большинство своих акций правительство разместило в этих компаниях, пытаясь выправить финансовую ситуацию кредиторов, понесших убытки во время кризиса, разразившегося на неофициальной бирже «Сук Аль-Манах» в 1982 году. В сентябре 1992 года Управление Кувейта по инвестициям начало осуществление трехлетней приватизационной программы, направленной на реконструкцию экономики и уменьшение её зависимости от нефтяного дохода. Первая фаза увенчалась колоссальным успехом: на рынок был привлечен новый капитал, появились новые инвестиционные возможности, что существенно помогло восстановлению важного сектора национальной экономики. 906 миллионов кувейтских динаров (2,9 млрд. долларов США), размещенные в местных обанкротившихся компаниях, были проданы. Вторая и третья фазы программы предусматривали приватизацию чисто государственных предприятий и сфер услуг, такие как телекоммуникация, водная и энергетическая промышленность, частично или целиком Кувейтской нефтяной танкерной компании, Компании нефтехимической промышленности и Корпорации кувейтские авиалинии.

Кувейтские банки имеют полные корреспондентские связи с главными американскими банками, а так же такими, как Лионез, Дойтче Банк, Дрезднер Банк, Стандарт Чартеред Банк, Галф Интернешенэл Банк, Гонг-Конг Шанхай банковская группа и другими. В подчинении и под контролем Центрального Банка Кувейта находится финансовый сектор, состоящий из семи нижеперечисленных коммерческих банков: Национальный Банк Кувейта (НБК), крупнейший в стране, Галф Банк, Коммерческий Банк Кувейта, Кувейтский банк «Аль-Ахли», банк «Бурхан», Кувейтский и Ближневосточный Банк, Банк Бахрейна и Кувейта.

Кувейтская зона свободной торговли официально была открыта летом 1999 года. Она располагается на площади в 1,5 млн. кв. метров в западной части главного торгового порта Шувейх. Национальная компания недвижимости (НКН) является местной частной организацией, которая будет управлять Зоной свободной торговли и заниматься вопросами её развития, оставляя себе 20% прибыли, остальная часть которой пойдет государству. Кроме того, НГН будет владеть 90% прибылью от любой финансовой и строительной деятельности. Свободная таможенная зона включает в себя складские помещения, занимающие площадь 500 кв. м, территорию под выставки, банковские учреждения, грузовые и страховые компании. С целью привлечь торговые, промышленные и компании, работающие в сфере услуг, в зоне свободной торговли эти компании владеют 100% земельной собственностью, не облагаются налогами, не ограничены выбором валюты и размерами страховых взносов. В последние три десятилетия экономика Кувейта пережила несколько серьёзных кризисов, включая массивную правительственную финансовую интервенцию в конце 70-х годов. В 1982 году на рынке разразился кризис ценных бумаг, в середине 80-х был кризис мировых цен на нефть и в период 1990-1991 г.г. Кувейт в течение семи месяцев находился под иракской оккупацией. Страна в середине 80-х годов смогла пережить падение ежегодных поступлений от продажи нефти из-за излишков её добычи, благодаря существенным заграничным капиталовложениям, а также большим финансовым резервам. Тем не менее, иракская оккупация и военная операция, понадобившаяся для освобождения страны от агрессоров, дорого обошлась экономике и социальной сфере Кувейта. Во время иракской экспансии с 2 августа 1990 года по июль 1991 года Кувейт жил за счет своих заграничных капиталовложений, составлявших 100 млрд. долларов, и доходов от Кувейтской Международной Нефтяной Корпорации, координирующей работу кувейтских нефтяных компаний в Азии и Европе. В результате оккупации кувейтские капиталовложения со 100 миллиардов сократились до 40 миллиардов долларов. Деньги были потрачены на обеспечение военных действий и послевоенное восстановление страны.

Имевший место кризис на неофициальной бирже «Сук Аль-Манах» в 1982 году, был ещё одним сильным потрясением для экономики Кувейта и привел некоторых инвесторов и кредиторов к значительным потерям. В 1993 году кувейтское правительство приняло «Закон сложных долгов», направленный на значительно облегчение долга и выработку механизма, посредством которого инвесторы Кувейта смогли бы покрыть свои убытки, которые они понесли в результате иракского вторжения, а также кризиса на бирже «Сук Аль-Манах».

После роспуска эмиром Национального собрания 4 мая 1999 года страна пережила несколько экономических реформ. Во время парламентского кризиса (4 мая-3 июля 1999 года) Совет министров выпустил ряд очень важных законов от предоставления избирательного права женщинам до законов об экономической либерализации. В сфере экономического законодательства Совет министров постановил:

  • - разрешить вкладывать 100% иностранных инвестиций в основные средства и технологии, а также освободить на 10 лет иностранные компании от налогов, что является главной частью правительственного приватизационного плана. Ранее иностранные инвесторы, которые платили 55% с прибыли, могли владеть только 49% зарегистрированных в Кувейте компаний. Совет министров принял решение снизить налог для иностранных инвесторов;
  • - модернизировать 30-летний закон о коммерческих компаниях для того, чтобы придать эффективность и гибкость торговому сектору;
  • - отказаться от двойного налогообложения с другими странами, включая США, с целью усиления двусторонних связей и защиты инвестиций;
  • - разрешить иностранцам играть на Кувейтской бирже и владеть капиталом в кувейтских холдинговых компаниях (до этого участие в работе биржи ограничивалось лишь гражданами Кувейта и гражданами государств Персидского залива. Иностранцы могли владеть кувейтским капиталом только через совместные фонды. Некоторые из 75 компаний, имеющих рыночную капитализацию в размере около 20 млрд. долларов, входят в состав Кувейтской Фондовой Биржи;
  • - одобрить всесторонний закон об авторских правах и торговой (фабричной) марке с одновременным внесением дополнений в Закон о торговли 1980 года и Закон о патентах, тарифах и промышленных образцах. Закон об авторских правах был принят с целью устранения слабых мест в существующих законах, направленных на предотвращение пиратства в кино и музыкальной продукции;
  • - приватизировать кувейтские авиалинии.

Использование Кувейта в качестве «аэродрома подскока» для оккупационных сил и послевоенной реконструкции Ирака, приносит свою огромную экономическую пользу Кувейту, а его востребованность и участие в этом процессе в ближайшие годы гарантирует уверенный экономический рост.

Национальные праздники и памятные даты:

  • 25 февраля 1961 г. - Национальный праздник Государства Кувейт - Национальный день. Учрежден в честь коронации эмира Кувейта Абдаллы ас-Салема ас-Сабаха;
  • 26 февраля 1991 г. - иракские войска покинули Кувейт. Освобождение Кувейта от иракской оккупации;
  • 11 марта 1963 г. - Установление дипломатических отношений между СССР и Государством Кувейт;
  • 3 апреля 1991 г. – принятие СБ ООН резолюции № 687, заложившей основы урегулирования ирако-кувейтского кризиса;
  • 19 июня 1961 г. провозглашение независимости Кувейта. В 1899-1961 гг. - протекторат Великобритании.

Вернуться





© Российско-Арабский Деловой Совет, 2004-2024. Перепечатка возможна только с ведома и при согласии РАДС.